Образовательная модель школы-парка «Перемена» базируется на уникальной отечественной теории Милослава Балабана, профессора МГУ. Согласно теории М. Балабана, человек не может передавать знание другому. Человек может развивать только собственное знание. Знание неотделимо от человека. Это как если бы знание было органом. Знание-орган отвечает за то, чтобы поддерживать организм в безопасном равновесии (в состоянии гомеостаза) в периоды, когда он находится под давлением стресса (в состоянии энтропии), который угрожает его целостности.
Энтропию организма вызывает все неизвестное. Когда мы сталкиваемся впервые в жизни с предметом, явлением, чувствами, мыслями, или другим человеком, мы не можем понять, отчего нам вдруг тревожно и безопасны ли они для нас, не можем описать их свойства и отнести к какой-либо категории понятий. Все эти сущности держат нас в напряжении до тех пор, пока знание-орган не исследует их и не найдет им место в нашей картине мира, не сделает их понятными и предсказуемыми, словом, пока мы не успокоимся.
Источников энтропии всего три: это окружающие нас люди, неодушевленные предметы и явления, а также наш собственный внутренний мир. Уровней, на которых мы можем ощущать энтропию, условно, семь. Они совпадают с уровнями потребностей, которые определил А. Маслоу. На нижних уровнях нас могут тревожить вопросы физической безопасности, тогда как на верхних мы испытываем беспокойство от поиска духовных смыслов, смыслов взаимодействия с людьми и самими собой. Знание-орган работает и поддерживает наш гомеостаз на всех уровнях.
Школа-парк «Перемена» - это пространство, в котором взрослые помогают детям справляться с энтропией, делать ее управляемой и направляемой, что позволяет развивать знание-орган более эффективно, чем в традиционных общеобразовательных школах. В соответствии с тремя источниками энтропии, в образовательную модель школы-парка заложены три направления взаимодействия детей и взрослых.
Первое направление - это деятельность в парковых студиях, где дети и взрослые находятся в ролях учеников и педагогов, и вместе разбираются во многообразии окружающего мира, предметов и явлений. Здесь дети осваивают способы познания и преобразования материального мира через активную деятельность, в том числе, разработку проектов и продуктов.
Второе направление - это общественная жизнь школы-парка, где дети и взрослые являются равноправными участниками школьного сообщества, совместно принимают решения о том, как будет жить и развиваться школа-парк как сообщество, в том числе, определяют порядок разрешения социальных конфликтов и распределения ресурсов. Здесь дети осваивают способы познания общества и участия в социальном взаимодействии, которые выражаются в принятых на общем сборе правилах и законах.
Третье направление - это мыследеятельность и внутренний мир ребенка. Здесь дети осваивают способы познания и развития самих себя как личностей, осознают свои ценности, мотивацию, потребности и цели. В частности, дети учатся качественной рефлексии и самостоятельному планированию своей познавательной и проектной деятельности при помощи кураторов, тьюторов и психологов. Эта работа выражается в таких как артефактах, как личные дневники развития ребенка.