От того, что у нас разновозрастный коллектив, возникает потрясающий эффект: младшие совершенно спокойно общаются со старшими и наоборот. У нас нет буллинга и иерархии, разделения на крутых и лузеров. Да, между детьми часто возникают конфликты, но при этом у них остается уважение друг к другу.
Создавая законы и голосуя за них, ребята очень стараются, чтобы они исполнялись, ведь их не спустили сверху. В этом мы видим суть
демократической школы. Законы — результат их собственных размышлений, анализа, творчества. У тех, кто не согласен с большинством, всегда есть возможность высказать свое мнение и быть услышанными. Если ребенок аргументирует, почему он не может принятое решение выполнять, мы совместно ищем новое решение, которое устроило бы всех.
Так дети приучаются к тому, что их мнение ценно, и это не перерастает в позицию «я главный», но наделяет ответственностью. Темой ответственности каждого за свою жизнь пронизаны наши разговоры, атмосфера школы и наш подход в целом.