Для того, чтобы ребенок взял максимум пользы из нашего процесса, важно, чтобы родители сами погрузились в тему самонаправленного образования, понимали наши ценности и разделяли их не на уровне «я проинформирован и согласен», а соотносили их со своей жизнью и применяли на практике. На самом деле обычно так и происходит, так как наша школа - выбор осознанного родителя в той или иной мере практикующего
семейное обучение.
Мы всячески предостерегаем родителей при знакомстве, что ребенок, возможно, первое время не будет делать ничего «полезного». Но это не помогает, через месяц родители напрочь забывают о том, что мы говорили, и спрашивают: «почему мой ребенок не ходит на математику и физику?»
Пока родители не начнут изучать принципы того, как устроена наша среда, и применять их в своей жизни, они, скорее, будут мешать своему ребенку, потому что обязательно столкнутся со своими страхами, сомнениями, сопротивлением, ожиданиями. Путь самонаправленного образования достаточно нов для большинства взрослых, и чтобы помочь ребенку по нему идти, нужно полностью взять на себя ответственность и за процесс, и за результат, а это в корне отличается от того, что ожидается от родителей в традиционных школах.
Многие пытаются опираться на отзывы выпускников, но переносить чужой опыт, успехи и сложности на себя, значит, не понимать главный принцип — образовательный маршрут каждый выбирает и строит сам, один результат не будет похож на другой, в этом весь смысл. К тому же, мир очень быстро меняется, и те навыки выпускников, которые ценились 10 лет назад, могут быть мало востребованы сейчас. Родители хотят гарантий и измеримых достижений, исходя из представлений, каким критериям должны соответствовать знания ребенка на том или ином этапе. И страхи, что что-то пойдет не так, будут «накрывать». Чтобы работать с ними, два раза в месяц мы собираемся на родительские встречи, где разговариваем даже не столько о концепции нашего подхода, сколько пытаемся понять себя, делимся своими переживаниями и помогаем друг другу на этом пути.
У меня, как руководителя, задача легче, чем у других родителей, поскольку, наблюдая за работой изнутри, я вижу, какие изменения происходят с каждым ребенком. И мне не страшно. Чтобы снять родительские тревоги, я рекомендую задавать вопросы, читать литературу про самонаправленное образование и уходить от стереотипа «я отдал вам ребенка, верните его мне вот такой формы и цвета». При этом мы не ожидаем, что родители будут участвовать в образовательном процессе. Это не нужно. Но понимать принципы, по каким правилам устроена наша среда, на каких ценностях держится, какой подход исповедует — действительно важно. В этом и заключается самая главная поддержка, которую родители могут дать своим детям.
Ольга, организатор проекта